Веракса
Николай Евгеньевич
Ru En
ГОУ СОШ №1716 «Эврика-Огонек» Школа диалектического обучения

ГОУ СОШ №1716 «Эврика-Огонек» Школа диалектического обучения

Базовой экспериментальной школой, в которой проводятся исследование и апробация программы «Диалектика» для школьников, является школа № 1716 «Эврика – Огонек» Юго-Восточного округа г. Москвы, городская экспериментальная площадка Школа «Диалектика», Федеральная экспериментальная площадка.

Экспериментальная работа началась в школе в 1992 году по инициативе первого директора школы Людмилы Аркадьевны Адамской и под руководством доктора психологических наук, профессора Николая Евгеньевича Вераксы. Значительный вклад в построение программы диалектического обучения внесли школьные учителя-экспериментаторы: Л.А.Адамская, О.А.Баранник, М.О.Жарская, С.А.Зададаев, Е.А.Зададаева, М.Г.Целмс, О.В.Крашенинникова, Н.И.Симбирева, Н.И.Ларина, И.В.Павлова, Е.А.Маргаритова Т.А.Швайгер, О.А.Болсинова, Т.В.Длусская, Е.Ю.Броиловская, А.Г.Схиртладзе, Н.Н. Сиротенко, Н.Н. Семенова школьные психологи А.М.Баканова и М.В.Тискович, а также нынешний директор школы О.В.Кержнер.

Ниже приведен фрагмент из книги, где рассказывается о школе №1716. Подробнее читайте в книге: "Диалектическое обучение" - М.: Эврика, 2005 - 272 с.

Школа диалектического обучения - это школа самореализации. Самореализация учащегося в культуре школы выступает как главный фактор его социализации. Социализация представляется нам как процесс активного культуротворчества, позволяющего ребёнку предъявить себя как личность в пространстве социальных норм. В этом контексте ученик школы предстаёт не только как человек, ищущий себя в пределах существующих возможностей, но, в первую очередь, как личность, порождающая новые возможности не только для себя, но и для других.

Образование в школе диалектического обучения направлено на развитие механизмов социализации и основывается на структурной диалектике как логике возможностей. В образовательном пространстве, которое совместно проектируется учениками и учителями, системно применяется метод конструирования возможностей развития. В содержании образования целенаправленно выделяются отношения противоположности. Они не могут быть случайными, а должны структурно определять основное предметное содержание. Вся школьная жизнь строится в соответствии с этим же методом. В результате дети не уходят от возможных проблем, всё отвергая и противопоставляя себя окружающим, и не прячутся за стандартные решения. Они видят возможность найти себя в быстроменяющемся мире. Более того, они сами стремятся создать эту возможность. Роль педагогов состоит в том, чтобы сформировать у учеников средства овладения этими возможностями. И тогда ребенок начинает жить не в мире “возможностей вообще”, а в мире собственных, реально осуществляемых планов.

Модель образовательной практики “Школы Диалектика” разработана коллективом психологов МПГУ и педагогов - экспериментаторов школы № 1716 под руководством проф. Вераксы Н.Е.

В данной модели архитектоника пространства возможностей задается через удержание единого принципа структурирования всех сфер экспериментальной работы: выявление в содержании отношений оппозиции и продвижение в нем через их диалектическое объединение.

Условиями реализации данного принципа являются:

  • открытость образовательного процесса,
  • личностная рефлексия деятельности учащихся и педагогов,
  • межвозрастное партнёрство учащихся разных классов,
  • проектирование перспективы личных достижений учащихся и педагогов,
  • институциализация деятельности учащихся в социуме,
  • неопределённость границ образовательного пространства («стабильная нестабильность»).

Работа с учениками строится в процессе активизации их диалектического мышления. При этом диалектическое мышление рассматривается как самостоятельная линия в генезисе детского интеллекта. Возникнув в дошкольном возрасте, оно впоследствии у большинства детей практически не развивается, хотя и продолжает функционировать. Механизм диалектического мышления рассматривается как оперирование отношениями противоположности, в основе которого лежит система диалектических мыслительных действий (диалектическая сериация, диалектическое превращение, диалектическое обращение, объединение и опосредствование) и средств. Именно механизм диалектического мышления, в нашем понимании, обеспечивает продуктивное преобразование проблемных ситуаций как в учебной, так и в повседневной деятельности, что является основой творческого мышления.

Отношения оппозиции, лежащие в основе содержания и организации образовательного процесса, входят в структуру любого учебного предмета и любой деятельности и выступают в качестве универсального базового основания различных предметных циклов. Выявление на разном содержании одних и тех же оппозиционных отношений позволяет достичь единства и целостности различных учебных предметов, значительно оптимизировать учебный процесс путем сворачивания содержания в блоки, воспроизводящие одни и те же закономерности. Организация образовательного процесса строится на использовании оппозиций в каждом учебном предмете, между гуманитарным и естественно–математическим блоком, традиционными и нетрадиционными формами организации учебной работы.

Овладение содержанием, в котором выявляются диалектические структуры, ведет к развитию у учащихся способности успешно ориентироваться в быстро меняющихся сложных ситуациях, что позволяет адекватно адаптироваться в современной действительности. Любая педагогическая ситуация, любой учебный материал не рассматривается как однозначный, «правильный». Не существует заранее выверенных «правил», «алгоритмов», «ответов». Всё, что может (потенциально) составлять содержание образования, рассматривается нами (учителями и учениками) как диалектическая структура. С другой стороны, в нашей модели статус содержания образования имеет только тот материал, который может рассматриваться как диалектическая структура.

Важным моментом социализации является система внеурочной, внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Она представляет собой другой (не предметный) способ организации образовательной деятельности, направленной на выстраивание особой гетерогенной (мультикультурной) среды, в которой каждый учащийся может сформулировать свой личностный “вопрос к культуре” и ответить на него собственным реальным действием, что лежит в основе индивидуальных программ развития каждого учащегося школы. Мыслительные средства, которые применяются освоения учебного содержания, используются для создания индивидуального пространства возможностей, которое определяет индивидуальную программу развития ученика школы. Таким образом, диалектический метод выступает не только как способ мышления, формируемый в обучении, но и как способ выстраивания собственной жизненной траектории.

Подробности читайте в книге "Диалектическое обучение"