Веракса
Николай Евгеньевич
Ru En

Диалектическое обучение дошкольников

Программа диалектического обучения для дошкольников разрабатывается и реализуется в ряде экспериментальных дошкольных образовательных учреждений в России и за рубежом.

Базовым детским садом по исследованию и реализации программы «Диалектика» для дошкольников является дошкольное образовательное учреждение № 1602 Восточного округа г. Москвы (заведующая Сокол Инесса Георгиевна). Большая работа по внедрению и совершенствованию программы проводится в МДОУ д/с №140 «Центр развития ребенка» Управления образованием Советского района г. Красноярска (заведующая Овчинникова Надежда Николаевна, методист Непомнящая Татьяна Васильевна). С 2007 года проводится активная работа по внедрению программы в Ресурсном Центре "Маленькие Гении", научным руководителем которого является Николай Евгеньевич (совместный пилотный проект ЮНЕСКО, Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы "От младенчества до школы").

Экспериментальный проект диалектического обучения дошкольников «Учимся думать» реализуется в детских садах города Львова (Украина): учебно-воспитательном комплексе школа сад "Один, два, три" (директор - Козак Любовь Федоровна); детском образовательном учреждении № 69 (заведующая Синдега Галина Михайловна); детском саду-школе «Дзвіночок» (заведующая Юрченко Богдана Григорьевна). Идеи программы диалектического обучения дошкольников реализуются также в детском центре “Shining Eyes and Busy Mind” в Лондоне (Великобритания).

Ниже приведен фрагмент из книги, где рассказывается о концепции диалектического обучения дошкольников. Подробнее читайте в книге: "Диалектическое обучение" - М.: Эврика, 2005 - 272 с.

1. Постановка проблемы: стоит ли обучать дошкольников диалектике?

Сама постановка вопроса – «программа диалектического обучения для дошкольников» уже заставляет задуматься: а насколько вообще оправдано учить малышей – диалектике? Традиционно «диалектика» понимается как познание сложных сторон действительности. Утверждение о том, что с детьми можно говорить о сложных вещах – философии, физике, истории, языке (причем не в убогих слащавых формах – а по существу, без дураков) кажется парадоксальным. Первый вопрос, который возникает при этом: а не стоит ли сначала освоить азы, начать с простого? Есть же старый педагогический принцип (принятый как безусловный, кстати, педагогикой не так уж и давно): идти от простого к сложному. Может ли дошкольник познавать, понимать диалектические отношения, так ли это необходимо? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо определиться, какие представления о диалектике, дошкольном возрасте и дошкольном образовании для нас являются исходными.

2. Диалектика

Каждое явление жизни держится сложным взаимодействием противоположностей. На самые важные вопросы есть два принципиально разных ответа: свободен ли человек в своих поступках?, состоит ли целое из частей или оно неделимо?, существует ли старое в новом или в этом случае оно новым уже считаться не может? и т.д.

Подчеркнем, противоположность ответов вовсе не говорит о противоречивости человеческого мышления и его неспособности понять мир, а говорит об объективной сложности любого явления. И это касается не только сложнейших философских вопросов, но и повседневной жизни, самых реальных ее проявлений: дружбы, взросления, юмора, праздника и т.д. Так, элементарное, наблюдаемое повсечасно движение осуществляется лишь в силу того, что тело находится в каждый момент в том же месте и одновременно в другом. В каждом эпизоде сказки заключены и начало, и продолжение, и в этом суть любой истории, которую слушает ребенок. Взросление невозможно понять, если не обнаружить два разнонаправленных процесса: перерастание ребенком сложившейся социальной ситуации (он требует признания своей взрослости) и его одновременное отставание от нее (взрослости от ребенка возмущенно требует социальная ситуация).

Именно сложное взаимодействие противоположностей и составляет суть живой жизни, задает то подвижное равновесие, которое мы называем жизнью и развитием.

Однако все истинное, как и прекрасное – трудно. Понимание мира в единстве его противоположностей требует особых усилий (поэтому и необходимы специальные образовательные программы, хотя, как уже было и будет сказано, диалектика естественна для человеческого мышления), а вот отказ от сложности в пользу кажущейся простоты так соблазнителен, что стоит на нем остановиться. Прежде чем обратиться к сути диалектического постижения реальности, надо посмотреть на «метафизические» соблазны и попытаться понять, чем они привлекательны и опасны.

<...>  Однако именно дошкольники демонстрируют способность оперирования противоположностями, и демонстрируют ее гораздо чаще, чем взрослые, но они не умеют выделять их. <...> Это именно классическая ситуация «зоны ближайшего развития», описанной Л.С. Выготским: абстрактно мыслящий взрослый отругает ребенка за противоречие, творчески мыслящий – сможет увидеть в решении ребенка удержание противоположностей и вернет их ребенку уже в культурном виде (зафиксировав и противоположности и их переход). Собственно, так происходит и развитие речи (взрослый понимает звуки как слова) и становление творчества из игры (взрослый радуется случайному изобретению и показывает эту радость ребенку).

Программа «Диалектика» организует «встречу» детской спонтанной диалектичности и культурных форм оперирования противоположностями.

Подробности читайте в книге «Диалектическое обучение»