Веракса
Николай Евгеньевич
Ru En
Наглядная модель как культурное средство детей дошкольного возраста

Наглядная модель как культурное средство детей дошкольного возраста

Алмазова О.В., Асланова М. С., Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Нечаева Д.М., Плотникова В. А., (2023). Наглядная модель как культурное средство детей дошкольного возраста. Психологическая наука и образование, 28(1), 97–111. DOI: 10.17759/pse.2023280105.
Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на проверку гипотезы о связи наглядного моделирования и развития произвольности у детей дошкольного возраста, проведенного на выборке из 149 детей (44,3% мальчиков) в возрасте от 53 до 70 месяцев (M=62,8; SD=3,53). Использовались методика «Схематизация» и субтесты батареи NEPSY II для диагностики регуляторных функций. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что схематизированные представления выступают культурными средствами регуляции поведения дошкольников. Так, обнаружена корреляционная зависимость между результатами выполнения методики на схематизацию детьми старшей группы детского сада и результатами диагностики развития регуляции дошкольников, полученными как для дошкольников старшей группы детского сада, так и для дошкольников подготовительной группы в лонгитюдном исследовании. Также результаты указывают на то, что у мальчиков структурирование механизмов управления поведением связано в значительной степени с процессами схематизации с помощью знаков, в то время как у девочек – с процессами схематизации с помощью направлений. Полученные данные дают возможность говорить о том, что развитие механизма регуляции поведения со схематизированными представлениями у дошкольников идет по двум линиям: 1) по линии усиления складывающихся связей и 2) по линии их дифференциации.

Год издания: 2023. Ключевые слова: произвольность, регуляторные функции, дошкольный возраст, наглядная модель.