Веракса
Николай Евгеньевич
Ru En
Сопоставление традиционной и цифровой версий методики диагностики когнитивной гибкости у дошкольников..

Сопоставление традиционной и цифровой версий методики диагностики когнитивной гибкости у дошкольников..

Веракса Н.Е., Асланова М. С., Тарасова К.С., Клименко В.А., (2023). Сопоставление традиционной и цифровой версий методики диагностики когнитивной гибкости у дошкольников. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 20(1), 105–125.
Аннотация

Когнитивная гибкость - черта человеческого познания, которая помогает адаптироваться к новым и меняющимся условиям путем активации когнитивных ресурсов, развивается преимущественно в дошкольном возрасте, являясь предиктором будущих социальных и академических успехов детей, что подчеркивает важность диагностики ее сформированности. Исследование нацелено на оценку диагностических возможностей цифровой версии методики П. Зелазо «Сортировка карт по изменяемому признаку» (Dimensional Change Card Sort), направленной на диагностику когнитивной гибкости дошкольников, в сравнении с традиционной версией. Апробация цифровой версии методики проводилась на выборке из 55 детей, посещающих две старшие группы детского сада (мальчики - 57,1 %) в возрасте от 5 до 6 лет (M = 64,03, SD = 2,14). Использовалась интраиндивидуальная схема с разделением испытуемых на две группы. Первая группа сначала проходила тестирование при помощи традиционной методики, а через месяц при помощи цифровой. Вторая группа, наоборот, в начале прошла цифровую версию методики, а через месяц - традиционную. Таким образом, контролировался эффект переноса. Получены достаточные показатели надежности и согласованности результатов обоих замеров для традиционной и цифровой версий методики. С помощью t -критерия Стьюдента не было выявлено значимых различий между результатами, полученными с помощью традиционной и цифровой версиями методики. Результаты показали, что цифровая версия методики «Сортировка карт по изменяемому признаку» имеет высокие показатели валидности и надежности и может быть использована в диагностической работе. Однако цифровизация методик не всегда сводится к простому их переводу в форму программного продукта и требует дополнительного исследования при их адаптации.

Год издания: 2023. Ключевые слова: дошкольный возраст, регуляторные функции, когнитивное развитие, цифровизация методик, адаптация методик.