Дьяченко Ольга Михайловна

Участие  в различных проектах
__________________

Журнал "Современное дошкольное образование. Теория и практика"
Лаборатория психологии и педагогики способностей ИРДО РАО
Московская Высшая Школа социальных и экономических наук (Манчестерский университет)
Создание и внедрение программы "Одаренный ребенок"
Образовательная программа Key to Learning
Программа "От рождения до школы"
Международная научно-практическая конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста"
Межрегиональное общественное движение "Образ будущего"

Создание и внедрение программы "Одаренный ребенок"


Программа "Одаренный ребенок" была создана в 1995 году в качестве одного из вариантов программы "Развитие", и была предназначена для работы с умственно одаренными детьми 6-7-го года жизни. Начиная с конца 90-х годов, данная программы была реализована на базе нескольких детских садов №3 и №47 г.Новоуральска под руководством Н.Е.Вераксы и А.И.Булычевой. В настоящее время набор в группы одаренных детей начинается уже с 4 лет.

В процессе работы программа была существенно обогащена. Так одной из наиболее удачных стала идея совместной проектной деятельности дошкольников и взрослых.


Оказалось, что уже на пятом году жизни дети способны самостоятельно реализовывать длительные виды деятельности, требующие высокого уровня саморегуляции. Более того, экспериментально было подтверждено, что при совместном обучении умственно одаренных детей и детей, чье умственное развитие соответствует норме, последние (к концу обучения) в большинстве своем переходят в разряд одаренных. Данный факт безусловно, подчеркивает значимость и продуктивность реализуемого проекта.

Дети выполняют два типа проектов – познавательные (направленные на выяснение свойств, особенностей устройства объектов окружающей действительности) и творческие (связанные с созданием собственных произведений). Главная задача при выполнении этих проектов заключается в том, чтобы, с одной стороны, поддержать познавательный интерес ребенка, а с другой - оформить его в такой продукт, который имел значение для окружающих ребенка людей.

Понятно, что исполнение самого проекта оказывается для малыша наиболее сложным. Вместе с тем, познавательный интерес, идеи, которые высказывает ребенок, могут быть предъявлены как взрослым, так и сверстникам. Поэтому при выполнении проекта большая роль отводится близким ребенка. Однако очевидно, что она не исчерпывается технической помощью в оформлении проекта. Самое главное, что, рассказывая о своем проекте, ребенок одновременно говорит о поддержке со стороны членов семьи, знакомых. Тем самым в ходе проектной деятельности, выступая от имени семьи (то есть, в первую очередь, взрослых, которые фактически являются носителями всех смыслов малыша), ребенок эмоционально включается в проект, что приводит к дополнительной значимости самих взрослых в глазах дошкольника. Кроме того, у дошкольника появляется некоторая модель работы с источником информации, поскольку он начинает сравнивать информативность отвечавших на его вопросы. И, конечно, нужно обратить особое внимание на тот факт, что презентация проекта позволяет дошкольнику стать социально значимым в глазах сверстников и знакомых.

Важно заметить, что дети, которые включились в проектную деятельность, не только с удовольствием рассказывают о полученном продукте разным аудиториям, но и проявляют значительный познавательный интерес к различным сторонам действительности, что приводит к выдвижению новых идей для последующих проектов.