Дьяченко
Ольга Михайловна
Ru En

Венгер Леонид Абрамович

Венгер Леонид Абрамович

Леонид Абрамович Венгер – выдающийся отечественный психолог, разработавший оригинальную концепцию познавательного развития ребенка в дошкольном возрасте.

Л.А.Венгер родился в 1925 году в г. Харькове. После школы сразу попал на фронт. Он принимал участие в боевых действиях, служил в пехоте, ходил в атаку, был ранен. Вспоминая это время, он говорил: «Когда мы шли в атаку, все бежали вперед и я бежал вместе с ними, все кричали Ура, За Родину, За Сталина, я тоже кричал...». При этом он добавлял, что крик выражал скорее эмоциональное состояние бойцов, чем их идеологическую убежденность. После окончания Великой отечественной войны в 1946 г. поступил на философский факультет МГУ, на отделение психологии. Там он познакомился с известными психологами, учениками Л.С.Выготского А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Д.Б.Элькониным и другими. Л.А.Венгер очень высоко оценивал потенциал школы деятельности А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, А.Р.Лурии, П.Я.Гальперина. Он очень эмоционально рассказывал о дискуссиях, проходивших между А.Н.Леонтьевым и С.Л.Рубинштейном. Особенно его поразило выступление А.Н.Леонтьева, на котором, обращаясь к аудитории, он сказал: «Сергей Леонидович сплел нам искусные кружева, но я не буду их расплетать, я их разорву!».

Свои курсовые работы Л.А.Венгер писал у А.В.Запорожца, что навсегда связало его с детской психологией. Надо отметить, что А.В.Запорожец высоко оценивал способности и возможности Л.А.Венгера. Леонид Абрамович закончил университет, получив диплом с отличием. Он обладал удивительной памятью. Ему достаточно было прочесть один раз книгу, чтобы знать ее содержание в мельчайших подробностях. Л.А.Венгер рассказал курьезный случай, который произошел с ним на экзамене по истории КПСС. В одну из сессий, сдав предпоследний экзамен, как и предыдущие, на отлично, он решил в тот же день сдать без подготовки и историю КПСС. Преподаватель выслушал его и готов был поставить тройку. Леонид Абрамович уговорил не ставить оценку (для стипендии нужна была пятерка), и принять у него экзамен в следующий раз. Преподаватель согласился. Л.А.Венгер за ночь прочитал весь учебник и пришел на следующий день. Историк был весьма удивлен и сказал, что за такое короткое время нельзя подготовиться. Но поскольку студент настаивал, он стал принимать экзамен. При этом он спрашивал самые мелкие детали, такие, например, как сколько угля производила промышленность СССР в таком-то году, и т.п. Л.А.Венгер ответил правильно на все вопросы. Экзамен продолжался долго, но преподаватель поставил ему пятерку. После окончания МГУ Л.А.Венгер был отправлен по распределению работать в Ташкент. Но как только у А.В.Запорожца появилась возможность пригласить талантливого выпускника к себе в институт, он сразу же вызвал его в Москву.

Александр Владимирович Запорожец оставался для Л.А.Венгера учителем на всю жизнь. Он во многом определил подход Л.А.Венгера к пониманию развития ребенка. Этот подход представлял собой разработку культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Л.А.Венгер полагал, что детское развитие обусловлено освоением системы средств психической деятельности, которые человечество вырабатывает в процессе своего становления. Познавательные способности стали выступать как прижизненно сложившиеся системы оперирования психическими средствами. Безусловная заслуга Л.А.Венгера заключается в том, что он теоретически разработал, детально описал и экспериментально исследовал развитие познавательных способностей детей-дошкольников.

Главная особенность научно-исследовательской деятельности Л.А.Венгера состояло в том, что он не позволял бездоказательно что-либо утверждать. Все положения его теории основывались на многочисленных экспериментальных проверках. Это качество он прививал и своим сотрудникам. Все заседания лаборатории проводились Л.А.Венгером с большим эмоциональным подъемом. Он не могу равнодушно относится к любому результату, полученному в ходе исследования – часами обсуждались варианты интерепретаций и возможные направления дальнейших экспериментов.

Созданная Л.А.Венгером лаборатория работала как единый механизм. Все научные сотрудники принимали участие в массовых обследованиях, в написании коллективных монографиях, в конференциях и научных дискуссиях. Это была настоящая научная школа. Результаты ее деятельности отражены в целом ряде публикаций (Восприятие и обучение. – М., 1969; Генезис сенсорных способностей. – М., 1976; Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. – М., 1986 и др.). Однако лаборатория для Л.А.Венгера была не только сообществом коллег по работе, но и объединением людей, близких по духу, связанных не только общим содержанием научно-исследовательской деятельности, но и общими взглядами, интересами и культурой. Фактически Л.А.Венгера не мыслил свою жизнь без этих людей. Именно поэтому в лаборатории было много неформальных дел: день рождения любого сотрудника являлся поводом для того, чтобы готовить вместе подарки, писать стихи и выражать позитивное отношение друг к другу. Такие праздники, как Новый год, 8 марта, 9 мая отмечались либо непосредственно в институте, где находилось помещение лаборатории, либо у кого-нибудь из сотрудников. Нет ничего удивительного в том, что в лабораторию приходили различные психологи, философы, артисты и поэты - ведь и сотрудники лаборатории были в курсе культурной жизни не только в Москве или в Союзе, но и за его пределами. Лаборатория выступала коллективным инструментом духовного обогащения ее членов.

Одна из самых замечательных идей Л.А.Венгера связана с поиском ключевого средства умственного развития детей дошкольного возраста. Ему удалось не только описать это средство, но и разработать целостную программу развития дошкольников. В качестве такого средства выступили наглядные модели, а основная линия познавательного развития была связана со становление способности к наглядному моделированию. Эта идея позволила решить целый ряд серьезных проблем практического порядка – понять специфику индивидуальных особенностей познавательного развития детей-дошкольников (в том числе специфику детской одаренности); создать осмысленную систему диагностики детского развития, которая позволяет определять конкретные пути коррекционной работы; выстроить систему подготовки практического психолога для детских дошкольных учреждений.